Влияние инстинктов на поведение пчел и их использование в пчеловодстве. Значение изучения инстинктов в выведении новых пород

Поведение пчел

Пчелы, муравьи и осы живут большими семьями и по сравнению с другими насекомыми имеют наиболее развитую нервную систему. Недаром муравьям и особенно пчелам приписывают такие чувства, как самопожертвование, бережливость, гнев, а иногда и другие разумные действия, какими обладает только человек.

Такое представление о муравьях и пчелах, конечно, неверно. Основное, чем человек отличается от животных, в том числе и от пчел, заключается в том, что у человека есть ум, он мыслит, сознательно относится к труду, чего нет и не может быть у животных. Поведение животных, часто весьма целесообразное, объясняется только проявлением инстинктов и рефлексов. Карл Маркс в “Капитале” так определил эту разницу между человеком и животными:

“Паук совершает операции, напоминающие операции

ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.

При посредстве органов чувств пчелы воспринимают различные раздражения. Например, притронувшись к пчеле, мы производим раздражение осязательных нервных окончаний, которое передается нервной клетке. В ответ па это по двигательным нервным отросткам раздражение передается мускулам жала и приводит их в движение. Таким образом, в результате полученного пчелой раздражения стилеты жала вонзаются в наше тело.

В ответ на окуривание дымом пчелы бросаются к запасам .корма и наполняют зобики медом, на стук но улью отвечают гудением и т. п.

Такие действия организма на полученное раздражение называют рефлексами, а ответные движения — рефлекторными.

Безусловные рефлексы. Сигналами для рефлекторной деятельности пчел служат любые раздражения: свет, тепло или холод, запах, вкусовые ощущения и т. п. Рефлекс — это простейший вид нервной деятельности животного, один какой-либо акт: жаление, стремление захватить больше меда при пуске в улей струи дыма и т. п. Рефлекс — акт целесообразный, но в то же время автоматический, непроизвольный, врожденный. Такие врожденные рефлексы называют безусловными. К ним относятся жаление, реагирование на дым и т. п.

Наряду с перечисленными сравнительно простыми актами пчелы проявляют и более сложные действия, называемые инстинктами. Каждый инстинкт вырабатывался у пчел постепенно в течение многих тысячелетий и сложился из группы отдельных рефлексов. Инстинкты поэтому более сложные, чем рефлексы, врожденные автоматические действия, проявляемые всеми без исключения пчелами.

Вот примеры инстинктивной деятельности пчел.

Человеческое внимание издавна приковывают к себе пчелиные постройки, являющиеся образцом красоты, прочности и экономии строительного материала — воска.

Тем не менее пчелы строят соты без всякого обучения, чисто механически, как строили такие же соты их предки десятки и сотни тысяч лет назад.

Для проверки инстинктивной способности пчел строить соты формировали семейки из молодых инкубированных пчел, т. е. выведенных из изолированного от взрослых пчел печатного расплода. Таким пчелам не у кого было учиться и перенять опыт строительства сотов. И тем не менее инкубированные пчелы строили соты так же хорошо, как и выведенные в улье.

Роение пчел также является инстинктивным актом. Роясь, пчелы страхуют свой род от вымирания.

Если бы матка спаривалась с трутнем в улье, почти всегда имело бы место родственное кровосмешение. Для устойчивости и повышения жизненности вида необходим прилив крови со стороны. Поэтому спаривание пчелиных маток с трутнями происходит не в улье, а в свободном полете. Воздушные просторы как нельзя лучше способствуют встрече маток не только с трутнями из других семей, но и с самыми сильными и наиболее жизненными из них.

Инстинкт воспитания новой матки проявляется у пчел при случайной утрате старой, когда в семье не остается заложенных маточников с яйцами или маточными личинками. В этом случае пчелы воспитывают маток из личинок молодого возраста, находящихся в обычных пчелиных ячейках.

Инстинкт сбора пищи у пчел выражается в накоплении значительных количеств меда и перги, явно превышающих потребности семьи. Это позволяет пчелам благополучно переживать неблагоприятные для них периоды — зиму и плохую, нелётную погоду весной и летом.

Проявлением инстинкта накопления и сохранения запасов пищи является и переработка нектара в мед и пыльцы в пергу. В отличие от сложного тростникового сахара нектара, при переваривании которого в кишечнике скопляется много кала, мед, содержащий плодовый и виноградный сахара, хорошо усваивается организмом пчел. Это имеет исключительное значение при длительной зимовке, поскольку в организме пчел скапливается так мало кала, что они могут обходиться без очистки кишечника до весеннего облета.Точно так же переработка пыльцы в пергу способствует ее консервированию и сохранению

к копну зимовки, когда у пчел появляется расплод, а также к весне, которая может оказаться неблагоприятной.

Инстинкт экономии кормов в пчелиной семье проявляется в избиении трутней к осени, когда резко сокращается или вовсе прекращается поступление в улей свежего корма.

То, что все поведение пчел основано на рефлекторно-инстинктивной деятельности, характеризующейся бессознательностью действий, можно проиллюстрировать примерами другого характера, когда инстинктивные действия пчел оказываются явно нецелесообразными и вредными для пчелиной семьи. Например, семья пчел, в которой появились пчелы-трутовки, упорно не принимает подсаживаемых ей плодных маток, хотя это явно грозит ей вымиранием. Примерно то же самое происходит и при попытках пчел вывести матку из неоплодотворенных яиц. Во время так называемой роевой горячки, когда роевое состояние охватывает большинство семей пасеки, наблюдается ненормальное явление израивания. Во время роевой горячки роятся не только сильные, подготовившиеся к роению семьи, но и слабые, в гнездах которых нет ни маточников, ни даже мисочек с отложенными яйцами. Хотя роение само по себе и целесообразный акт, но в некоторых случаях роевой инстинкт приводит к тому, что отдельные семьи отпускают так много роев и оказываются настолько слабыми, что не могут обеспечить себя кормами на зиму и поэтому погибают.

Условные рефлексы. Кроме безусловных рефлексов, у пчел наблюдаются еще условные рефлексы.

Условия существования животных, в том числе и пчел, все время изменяются. Поэтому животным необходимо постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, для чего бывает уже недостаточно безусловных рефлексов. На помощь животным приходят условные рефлексы, являющиеся не чем иным, как временной нервной связью организма со средой.

Условные рефлексы приобретаются пчелами в течение их жизни и относятся к индивидуальному поведению пчел. Например, молодые пчелы, прежде чем начать полевую работу, каждая порознь и в разное время, готовятся к полету за взятком, делают ориентировочные (ознакомительные) облеты. Окраска ульев в разные цвета способствует приобретению пчелами условного рефлекса на цвет

и предупреждает залеты их в чужие ульи. Тот или иной запах цветов растений заставляет пчел вырабатывать условный рефлекс на посещение определенных цветков, так как запах связан с пищей. Точно так же обильное выделение нектара цветками различных растений в разное время дня способствует образованию условного рефлекса на посещение цветков в строго определенные часы.

Учение акад. И, П. Павлова об условных рефлексах имеет большое практическое значение и в пчеловодстве. Изучение условных рефлексов у пчел дало возможность направлять их на растения, которые обычно плохо посещаются пчелами, и использовать пчел для лучшего опыления сельскохозяйственных культур.

Условные рефлексы приобретаются пчелами сравнительно быстро, но также скоро и утрачиваются. Например, если перевезти улей с пчелами на новое место, пчелы быстро утрачивают приобретенный ими ранее условный рефлекс ориентировки и приобретают новый. Возвращение пчел в свое гнездо связано с тем, что при первых вылетах они запоминают положение летка, улья, окружающих предметов. Но пчелы не могут отыскать улей, если он отнесен на другое место. При перестановке ульев, например во время искусственного деления семей, пчелы начинают путаться, если леток нового улья окажется сдвинутым в сторону, или приподнятым, или опущенным.

Точно так же, будучи приученными посещать цветы красного клевера, пчелы перестают летать на них, как только прекратят им скармливать сироп, настоенный на цветах этого растения. Это происходит потому, что в данном случае ароматизированный сироп способствовал приобретению условного рефлекса.

К условным рефлексам относится и так называемое чувство времени. Чувство времени у пчел проявляется в том, что цветы растений, выделяющие нектар в строго определенное время, например только утром или только .днем, пчелы посещают не в течение всего дня,’ а в часы наиболее обильного выделения нектара.

“Танцы” пчел. Когда отдельные пчелы находят на цветках нектар или пыльцу, то по возвращении в улей, освободившись от груза, они оповещают других пчел о найденной добыче. Движения пчел, с помощью которых они передают это сообщение, назвали “танцами” пчел. “Тан

цы” являются средством общения между пчелами, сигнализацией, т. е. своеобразным “языком” пчел.

Изучены два типа “танцев” пчел: круговые и виляющие (рис. 35). Эти названия произошли от характера тех движений, которые производят пчелы. При круговом танце пчела делает 1—2 полных круга, а затем поворачивает и кружится в противоположную сторону, меняя таким образом направление кругового движения . При виляющем танце пчела, сделав полукруг, резко поворачивает, возвращается по прямой в исходное положение, а оттуда бежит в противополож

ном направлении по полукругу и снова по прямой возвращается обратно.

Круговыми танцами пчелы извещают других пчел о найденной добыче вблизи улья. Виляющие танцы, наоборот, указывают на отдаленные источники взятка. При этом, чем больше расстояние от улья до источника взятка, тем меньше полукружных пробегов (за один и тот же Промежуток времени) делают “танцующие” пчелы. Наблюдениями установлено, что при расстоянии в 100 м пчела за 15 секунд делает 11 круговых пробегов, в 1500 м — только 4. С увеличением расстояния до обнаруженной добычи увеличивается и число “виляний” брюшком при

каждом круговом пробеге. Если при расстоянии в 100 м пчела делает 2—3 таких виляния, то при удалении взятка до 700 м число их достигает 10—11.

Одновременно “танцующие” пчелы указывают также и направление, в котором нужно искать добычу. Так, если при виляющем танце пчела движется вверх головой, следовательно, нужно лететь в направлении к солнцу, если головой вниз, то в обратном направлении (рис. 36);

при отклонении вправо — направо от солнца, при уклоне в левую сторону — налево от солнца.

Оживленные “танцы” наблюдаются в улье лишь в том случае, когда обнаружена богатая добыча, и продолжаются до тех пор, пока нектар добывается сравнительно легко. Эти “танцы” происходят на сотах в самой гуще пчел и возбуждают окружающих лётных пчел, которые следуют за “танцовщицей” и повторяют все ее движения. Кружение пчелы длится несколько секунд, полминуты или целую минуту. Затем танцовщица прекращает танец и направляется к летку. Пчелы, окружавшие танцовщицу, постепенно, одна за другой, тоже вылетают за добычей.

Так как пчелы возвращаются с цветов, издающих аромат, свойственный только этим цветам, то пчелы-сборщицы, естественно, приобретают запах этих цветов. Пчелы, касаясь усиками тола танцовщицы, воспринимают этот запах, который является для них дополнительным ориентиром при отыскивании растений, дающих взяток.

Начав посещение каких-либо медоносных растений, группа пчел, как правило, продолжает работу на них до тех пор, пока цветы не перестанут выделять нектар. Лишь при полном прекращении выделения нектара пчелы переключаются на другие виды медоносных растений. Поскольку в улье работает одновременно несколько групп пчел, каждая из которых посещает только какой-нибудь определенный вид растений, то распределение пчел по цветущим растениям происходит более или менее равномерно. Этому благоприятствует и наблюдающееся в природе цветение растений в разные сроки.

Изучение сигнализации в пчелиной семье явилось основой для разработки способа искусственного направления пчел на посещение того или иного растения. Этот способ -получил название дрессировки пчел. Дрессировка заключается в том, что пчелиные семьи подкармливают сахарным сиропом, настоенным на цветках той культуры, на которую хотят направить пчел.

Поведение пчёл. Инстинкт опрятности

Поведение пчёл по поддержанию чистоты и гигиены в улье вызывает изумление. Не только соты, но даже стены и пол улья всегда содержатся в опрятности, отполированы прополисом.

Мусор, попадающий на дно улья, немедленно выбрасывается через леток. Причём, крупный сор, например трупик пчелы, санитары вытаскивают на прилётную доску, и, ухватив ножками, взлетают, чтобы унести подальше от улья. Мелкий мусор рабочие пчёлы своими крыльями-веерами, как веничками выметают из улья и даже пылинки смахивают к летку. Стерильность в гнезде медоносных пчёл можно сравнить с операционной в современной клинической больнице.

Медоносная пчела – чистюля.

Инстинкт опрятности у медоносных пчёл настолько силён, что в течение нескольких месяцев зимовки они, не имея возможности вылетать наружу, воздерживаются от испражнения и только при первом весеннем облёте очищаются в воздухе.

В улье у пчел чистота. Каждую соринку пчелы-санитары выносят наружу. Рабочая пчела способна поднять в воздух груз, вдвое больший своей массы, и лететь с ним. В частности, без труда она взлетает с мертвой пчелой или убитой осой и относит их далеко от своего жилища. По горизонтальной площади сереброкрылая труженица может тащить груз в 20 раз тяжелее себя.

Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле.

В пчелиной семье бывает по 70—80 и более тысяч насекомых. Такое скопление особей не сможет существовать без поддержки в гнезде необходимого порядка и чистоты. Во всем этом проявляется инстинкт самосохранения. Благодаря такой опрятности, пчелы предостерегают себя от возможных болезней, избавляются от восковой моли и мельчайших насекомых, охотно поедающих их мусор и совсем для пчел не безопасных и не безвредных.

Читайте также:  Укус пчелы или осы опухоль и покраснение что делать

Вот почему у медоносных пчёл на генетическом уровне запрограммирован инстинкт опрятности. Ведь даже самые молодые пчёлки, которым от роду всего 3—4 дня, уже чистят ячейки, в которых они развивались до рождения, убирают за собой.

Усики пчела чистит передними ножками, где есть специальное устройство в виде выреза, усеянного волосками, и клапана. Пчела вставляет в углубление усик, прижимает клапаном в его начале у головы и протягивает до конца. Усик чист. Также поступает пчела со вторым усиком. Усики – живые антенны, они играют роль осязания и обоняния, поэтому должны быть всегда чистыми.

Мне доставляет большое удовольствие восхвалять чистюлю – пчелу. Бывает, работаешь на пасеке, присядешь под яблоньку передохнуть, а пчёлка сядет тебе на руку и начинает умываться, чиститься. Тщательно протирает глаза, очищает усики-антенны, хоботок, скребет ножкой об ножку, своими гребешками причесывает и приглаживает волоски. Интересно наблюдать, как сереброкрылые труженицы чистят глазки, головку. Это чем-то напоминает кошку. Обитательницы улья также “умываются” передними ножками.

Смотрю я на её торопливое прихорашивание, и мне кажется, что пчёлка заглядывает мне в глаза и как бы говорит: “Смотри, дедушка, как я чищу своё тело перед полётом за нектаром и пыльцой, я всегда опрятная”.

Мне понятны её заботы. Чистка тела имеет большое жизненное значение для пчелы. Ведь тело насекомого покрыто множеством чувствительных волосков и клеток, благодаря которым пчела быстро обнаруживает корм, улавливает перемену погоды. И их надо всегда держать в идеальном порядке. Поэтому она так заботится о чистоте своего покрова.

Вот такими мне видятся правила поведения и опрятности у пчёл.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники

Пчеловод-любитель с 30-летним стажем. Механизатор. Участник освоения целинных земель. Есть орден Трудового Красного Знамени. Всегда спешу делать добрые дела.

Загадка инстинктов пчел

Загадка инстинктов пчел

Сложная и удивительная организация жизни пчел издавна привлекала к себе натуралистов и пчеловодов. Пчелам приписывали разумность в действиях, говорили об их чувствах (в понятии, приложимом к человеку), восторгались умением соблюдать в гнезде порядок. Даже крупные ученые в конце прошлого столетия полагали, что матка по своему желанию кладет яйца оплодотворенные или неоплодотворенные. Такое направление в биологии оказалось бессильным научно объяснить факты и явления, наблюдаемые в жизни семьи пчел. «Можно с уверенностью сказать, — говорил Кожевников на лекции «Жизнь пчел», прочитанной на пчеловодной выставке в 1893 г., — что пчелам всегда удивлялись. Удивлялись им и тогда, когда многое из их жизни было уже известно и объяснено. Удивление это доходит у некоторых писателей до восторженности. Но естествоиспытателю нечего восторгаться и умиляться перед явлением природы — ему надо дать ему объяснение».

Г. А. Кожевников, опираясь на учение знаменитого русского физиолога И. М. Сеченова, открывшего новые пути к пониманию деятельности центральной нервной системы, и на труды академика И. П. Павлова о рефлексах, по-иному подошел к познанию жизни медоносных пчел и их поведения. Григорий Александрович исходил из того, что вся деятельность пчелы, как и любого другого животного, находится в непосредственной зависимости от нервной системы. Идея ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности пчел и пчелиной семьи как самостоятельного организма дала ему возможность принципиально по-новому и глубоко научно объяснить все жизненные процессы пчелиной семьи и функции отдельных ее членов.

У медоносной пчелы нервная система очень хорошо развита. Она, как и у других высокоорганизованных животных, состоит из центральной, периферической и симпатической систем. Оказалось непростым, а для многих натуралистов недоступным понять механизм действия нервной системы пчелы. Эта область продолжала оставаться совершенно неисследованной. Г. А. Кожевников принялся за более глубокое изучение нервной системы пчел и их инстинктов. В 1895 г. он пишет статью «Дарвин об инстинктах пчел». Кожевников хотел знать, какие стороны жизни пчел особо заинтересовали великого естествоиспытателя, чтобы и самому подумать над ними. В том же году была опубликована его другая статья — «К вопросу об инстинкте пчел», в которой он сообщает о своих экспериментах по изучению строительного инстинкта пчел, изумлявшего натуралистов и ученых. Он еще раз подтвердил, что «умение» строить соты у пчел врожденное. Инстинктом он объясняет также непреодолимое стремление только что родившихся маток убивать друг друга.

Поскольку инстинктивные действия, выработанные в процессе эволюции, обычно целесообразны и необходимы для жизни организмов, то они по своему существу должны служить и на благо всего вида. С таких позиций подошел Кожевников к объяснению жизнедеятельности пчелиной семьи в целом. Поведение медоносных пчел представляет собой цепь инстинктивных действий в ответ на какие-либо раздражители. Инстинкт добычи корма, в частности, указывал ученый, врожденный, однако чем больше в природе появляется нектара-раздражителя, тем сильнее стремление пчел собирать его. Раздражителем оказываются и пустые соты, поставленные на гнездо. Они тоже усиливают летную энергию.

Знание инстинктивной деятельности медоносных пчел, как считал Кожевников, дает возможность пчеловодам-практикам применять более сильные средства воздействия на пчел и повышать их продуктивность. Инстинктами пчел, таким образом, можно управлять, определенными средствами вызывать их к действию, если они выгодны, или задерживать, тормозить, если нежелательны.

Совет приспосабливаться к жизни пчелиной семьи и не изменять ее Кожевников считал неверным и утверждал, наоборот, активную позицию практики. Даже морфологическое изучение особей пчелиной семьи, в том числе строение их отдельных органов, он увязывал с практическими задачами, указывая на факторы внешней среды, так или иначе влияющие на их функцию.

Принципиально по-новому Кожевников раскрыл и биологию роения — явления весьма сложного, характерного в природе только для медоносных пчел. Он исходил из исторически сложившегося своеобразия самой пчелиной семьи. Матка и трутень не в состоянии произвести новой семьи пчел, так как не могут ни построить гнезда, ни выкормить личинок. Не дают потомства и рабочие пчелы: они бесплодны. Существование вида может обеспечить только сообщество особей — матка, трутни и рабочие пчелы. Поэтому при роении и происходит отделение части пчел, матки и трутней от старой семьи.

Больше того, для процветания вида одного роя недостаточно, поэтому семья обычно готовит и отпускает несколько роев. Из них, конечно, выживут не все. В результате естественного отбора останутся самые сильные, энергичные, добычливые.

После зимовки в семье пчел трутней не бывает, а поскольку без них новой биологической единицы произвести нельзя, то начавшая готовиться к роению семья приступает к их выращиванию. В этом Кожевников видит первое, самое раннее проявление инстинкта размножения. Далее на роение указывает постройка пчелами мисочек — особых ячеек, совершенно непохожих на обычные ячейки сотов, с иным назначением, требующих от пчел оригинальных технических приемов. Потом — засев их яйцами, – воспитание маток. Таковы выделенные ученым этапы подготовки семьи к роению.

Он подробно останавливается на поведении готовящейся к роению семьи снижении работоспособности» пчел, уменьшении яйцекладки матки, скоплении пчел в гнезде. Какая поразительная реакция семьи на появление в гнезде маточников! Как качественно меняется ее физиологическое состояние. И все это биологически оправдано. Но естественное роение с точки зрения практики, как считал Кожевников, невыгодно. Роящаяся семья собирает мало меда, поэтому по возможности его не следует допускать.

Г. А. Кожевников отмечает, что, кроме врожденного стремления пчел к роению, существуют условия среды, которые так или иначе влияют на его ход (часто условия, благоприятствующие роению, ошибочно принимают за его главные причины). Изменяя условия искусственно, можно воздействовать на роевой инстинкт и не дать возможность ему обостриться или даже разрушить возникшее роевое состояние, сохранить работоспособность пчел и матки, иначе говоря — контролировать роение. Такой подход к одному из центральных и очень сложных явлений в жизни пчел чрезвычайно важен для практики и вполне соответствует задачам современного пчеловодства.

Довольно глубоко изучал Григорий Александрович биологию зимующей семьи, в теоретическом отношении еще недостаточно разработанную. Он пришел к выводу, что пчелы скучиваются и образуют клуб в результате реакции на низкие температуры, что температура клуба пчел и температура внутри улья совершенно разные. Клуб имеет способность изолироваться от окружающей среды и создавать свой, необходимый для нормальной жизнедеятельности микроклимат. Развивая теоретические положения А. М. Бутлерова о зимовке пчел, Кожевников раскрывает и механизм теплообразования, указывая на физические и биологические факторы. Источник тепла — поедаемый пчелами мед. Но тепло производят пчелы и благодаря движению в клубе. При трении очень быстро повышается температура. Как утверждает Кожевников, способность производить тепло находится в прямой зависимости от развития дыхательной системы. Усиленное движение требует интенсивной работы органов дыхания. У пчел трахейная система как раз чрезвычайно сильно развита. Она пронизывает все их тело. Благодаря такому строению органов дыхания все перепончатокрылые насекомые по сравнению с другими способны поднять температуру тела за очень короткое время.

Без особых усилий пчелы создают и поддерживают в клубе нужную температуру. Указывает ученый и на одну из главных опасностей для пчел зимой — сырость и отсутствие вентиляции. В итоге приходит к выводу, что зимовка на открытом воздухе более соответствует природе пчел, чем зимовка в помещениях.

Влияние инстинктов на поведение пчел и их использование в пчеловодстве. Значение изучения инстинктов в выведении новых пород

Под поведением животного понимается образ его действий — все то, что связано с двигательной активностью и что в итоге обеспечивает выживание и воспроизводство вида. Пчеловоды, хорошо знающие жизнь пчел, поведают немало интересного о них. Однако научное описание поведения представляет собой сложную задачу.

В ряду других приспособлений организма к окружающей среде поведение отличается наибольшей гибкостью и мобильностью. Так, пчела как холоднокровное животное не способна в покое поддерживать постоянную температуру тела, и практически невероятно, чтобы в процессе эволюции насекомые стали теплокровными. Но за счет слаженных действий они при образовании клуба во время зимовки в его центре в любой мороз поддерживают температуру выше 20°С, а матка начинает откладывать яйца, когда за пределами ее жилища еще лежит снег.

Следует подчеркнуть, что поведение всегда неразрывно связано с другими биологическими чертами вида. Так, действия пчел во время зимовки целесообразны потому, что они обладают физиологической способностью выделять тепло при питании медом и живут большими семьями. В жару, наоборот, они приносят воду и вентилируют свое жилище. С весны до осени температура в гнезде меняется всего на один градус — от 34,5 до 35,5°С. Так, за счет поведения и социального образа жизни семья пчел фактически становится «теплокровной».

По уровню организации поведения и степени развития нервной системы медоносная пчела приближается к эволюционной вершине беспозвоночных и, как показали исследования последних лет, практически ни в чем не уступает высшим позвоночным.

Специфика поведения этих насекомых связана с их общественным образом жизни. Основные функции (питание, размножение) могут быть рассмотрены на двух уровнях: индивидуальном и семейном. Кроме того, существуют такие задачи, как поддержание целостности семьи, распознавание «свой — чужой», коммуникация и другие, присущие только общественным животным. С одной стороны, пчелы сохраняют индивидуальность, с другой — каждая особь действует в соответствии с биологическими законами, приводящими к работе пчелиной семьи как единого целого. Каким образом достигается величайшая целесообразность пчелиного поведения? Очевидно, важное условие поддержания гомеостаза (постоянных условий) в пчелиной семье — это нефиксированная последовательность действий каждой особи.

В зависимости от возраста и потребностей семьи она может выбирать тот или иной тип поведения, что определяется психическими и физиологическими факторами. За счет взаимодействия отдельных особей семья в целом ведет себя удивительно целесообразно и гибко (как, например, при формировании микроклимата в жилище), поскольку при многотысячном населении гнезда доля пчел, выполняющих те или иные функции, приближается к оптимуму. Таким образом, за счет инстинктивного поведения пчелы добиваются столь высокого уровня приспособленности, для достижения которого у позвоночных требуются сложные формы обучения. При этом в семье, очевидно, нет какого-то единого координационного центра. Влияние рабочих особей и матки друг на друга взаимное и подчиняется определенным законам, которые и обеспечивают существование семьи.

У всех животных тесно соседствуют элементы врожденного (инстинкты) и приобретенного (индивидуальное обучение) поведения. Ранее полагали, что способность к обучению у насекомых ниже, чем у «высших» животных. Однако к концу ХХ в. это мнение было опровергнуто благодаря экспериментам, проведенным в основном на медоносной пчеле. Роль обучения при достижении той или иной цели тем выше, чем разнообразнее условия, в которых эта цель достигается.

Так, трудно предположить, что роль обучения особенно велика при кормлении личинок, в строительной деятельности, при откладке яиц маткой, при спаривании и при других достаточно стандартных действиях (хотя, конечно, данное утверждение следовало бы проверить). Однако при добывании корма без обучения не обойтись: надо выбрать конкретный медонос, запомнить его признаки и месторасположение, научиться находить нектар и пыльцу в пределах цветка. Здесь уже наследуется не конкретный тип поведения при сборе корма, а способность воспринимать определенные стимулы и способность обучаться. Они развиты у медоносной пчелы в высшей мере.

Начало целому направлению исследований положил классический опыт Карла фон Фриша (Фриш, 1980), в котором он изучал цветовое зрение этих насекомых. Пчелу приучали прилетать на экспериментальный столик, где она обучалась выбирать цветную карточку среди серых разной интенсивности. Таким образом, он доказывал не только наличие у пчел цветового зрения, но и их способность к выработке условного рефлекса.

По параметрам выработки условных рефлексов возможно сравнивать отдаленные группы животных. Изучались стимулы, на которые вырабатываются условные рефлексы, сочетания стимулов, временные параметры условных рефлексов и многое другое. У пчел вырабатывали условные рефлексы на цвет, запах, форму (рис. 1, 2), место расположения приманки, время и другие стимулы. В итоге между этим насекомым и позвоночными было обнаружено поразительное функциональное сходство, не объяснимое с точки зрения строения нервной системы тех и других.

Рабочие пчелы как основа деятельности улья

Пчелы – уникальные насекомые, характеризующиеся высокой организованностью. В любом улье есть матка, трутни и основная сила – рабочие пчелы. Они крайне функциональны и отвечают за многие процессы в улье в течение всего периода своей жизни.

Характеристики рабочей пчелы

Большей частью любой пчелосемьи являются рабочие пчелы. В зимнее время их количество составляет в среднем 35 тысяч, а летом увеличивается в 2-3 раза и даже больше. Пчелосемья, где рабочих особей менее 18-20 тысяч, считается слабой. Есть риск ее гибели во время зимовки. Поэтому пчеловод должен позаботится о зимовке, а как это сделать правильно – читайте здесь.

Любая рабочая пчела является женской особью, но характеризуется недоразвитостью половых органов – в этом состоит ее отличие от матки. По сути рабочие пчелы одной семьи – сестры, так как весь расплод делает одна матка.

У рабочей пчелы могут развиться половые органы, если матка внезапно погибла, а в гнезде нет личинок. При этом спаривание с трутнями невозможно, поэтому яйца остаются неоплодотворенными – это будущие трутни. Пчелу, у которой функционируют яичники, называют трутовкой.

Читайте также:  Пчелы настоящие - классификация семейства, описание, биология, распространение, особенности поведения

В природе иногда встречаются пчелы-гермафродиты с мужскими и женскими признаками одновременно. Такое строение означает, что в развитии насекомого произошел какой-то сбой.

С недоразвитостью половых органов связаны размеры рабочей пчелы – по сравнению с маткой она меньше. Длина достигает в среднем 12-14 мм, вес редко превышает 100 мг (без нектара).

Строение рабочей пчелы связано с необходимостью выполнения ею множества функций. Внутренние органы защищены твердым, но упругим покровом – все его сегменты сочленены.

Тело рабочей пчелы представлено тремя частями – головкой, грудью и брюшком. У насекомого 5 глаз – два сложных фасетчатых и 3 простых. Обоняние и осязание обеспечивается усиками на голове. Содержит она и глоточную железу – один из важнейших органов. Сначала она выделяет молочко, которым кормят расплод и матку, при сборе нектара орган начинает продуцировать фермент инвертазы.

От груди насекомого отходит 6 ножек и 4 крыла. Ножки участвуют в сборе пыльцы, обеспечивают очищение всего тела. У груди с брюшком по бокам имеются дыхальца, обеспечивающие насекомому дыхательный процесс. Воздух сначала попадает в особые мешки, а из них поступает в трахеи.

Брюшко рабочей пчелы помимо внутренних органов включает железы, которые выделяют воск. Заканчивается брюшко жалом с зазубринами. Именно из-за них пчела погибает после укуса – ее жало застревает в теле жертвы, отрываясь вместе с брюшком и повреждая внутренние органы. Брюшко содержит также медовый зобик – полый орган для сбора нектара.

Хоботок рабочей пчелы в длину обычно составляет 5,5-6,5 мм, может достигать 7,2 мм – в основном это обусловлено породой насекомого. Для сравнения у матки длина хоботка составляет всего 3,5 мм. Рабочим пчелам такое различие важно для добычи нектара.

Деятельность рабочих пчел связана с обслуживанием всей пчелосемьи. В зависимости от выполняемой работы насекомые бывают:

  • кормилицы – кормление расплода;
  • печки – выработка тепла, могут разогреться до 44 градусов;
  • разведчицы – утренний вылет, осмотр окрестностей на предмет лучшего источника нектара;
  • собирательницы – сбор нектара хоботком;
  • приемщицы – забор нектара у собирательниц, его переработка;
  • охранники – охрана запасов меда, людей жалят чаще именно они;
  • водоносы – нужны только при недостатке воды;
  • воровки – берут запасы из других ульев.

Рабочие пчелы занимаются строго своими обязанностями, если нет необходимости в какой-либо переорганизации. Например, собирательницы в плохую погоду не берут на себе другие функции, а бездельничают.

Летные и ульевые пчелы

Рабочие пчелы могут быть летними или ульевыми. Такое разделение наблюдается в весенне-летний период. Осенью же статус всех насекомых одинаков.

Когда пчелы только выходят из ячеек расплода, сил у них еще недостаточно, поэтому они даже передвигаются с трудом. Их подкормкой занимаются более взрослые особи.

Постепенно пчелы начинают крепнуть, но далеко летать еще не способны, хотя очистительный облет совершают. В этот период они занимаются посильными работами в улье:

  • очищение ячеек в сотах;
  • кормление личинок – сначала пергой и медом, затем вырабатываемым молочком;
  • строительство сот.

Ульевыми пчелы обычно бывают до 15-18-го дня жизни. По мере развития их функционал расширяется, добавляются следующие обязанности:

  • поддерживать чистоту в гнезде;
  • запечатывать заполненные медом соты, ячейки с расплодом;
  • охранять гнездо;
  • принимать нектар от собирательниц;
  • испарять из полученного нектара воду, перерабатывать его.

С 15-18-го дня жизни пчела становится летной. Она собирает нектар и пыльцу, приносит в улей воду, клейкие смолистые вещества.

Благодаря особенностям строения ротовых придатков и хоботку происходит сбор нектара. Через пищевод он поступает в медовый зобик, который является своеобразным хранилищем продукта до его доставки в улей.

Тело пчелы густо покрывают волоски. Во время полета на них скапливается статическое электричество, благодаря чему притягивается пыльца. Максимальное ее количество набирается при нахождении на цветке. Пчела на нем потирает лапки – на них есть щеточки, которые счищают пыльцевые зерна в особые углубления на задних ножках. Особые железы выделяют секрет, который вместе с нектаром увлажняет пыльцу – это обеспечивает ее надежное сохранения до прилета в улей.

Пчелам нужна вода. Получают они ее из нектара, а в отсутствие взятка в природе возникают водоносы – такие летные пчелы собирают воду в зобике. Иногда вместо воды используется моча млекопитающих. Жидкость необходима, чтобы охлаждать гнездо и разжижать мед.

Предназначение рабочих пчел в разные периоды жизни

На протяжении всей своей жизни рабочая пчела выполняет какие-то функции в семье. Они зависят от возраста особи:

  • первые дни жизни – обогрев расплода;
  • 3-5-й день жизни – очистительный облет около улья, вынос мусора, охрана летка (отдельные особи);
  • 4-10-й день жизни – производство маточного молочка;
  • 10-18-й день – выделение воска (для этого имеются специальные железы, которые на данном этапе развиваются);
  • с 20-го дня жизни – начало летного периода, сбор нектара.

Функции рабочих пчел четко не разграничиваются по временным рамкам. Развитие разных особей одного расплода может отличаться.

Инстинкты рабочих пчел

У любой пчелы имеются определенные инстинкты. Они являются врожденными и бывают простыми и сложными. Первый вариант характерен для отдельных особей или небольших групп насекомых. К простым инстинктам относят:

  • убрать улей от грязи;
  • обеспечить вентиляцию улья;
  • отлететь от дыма;
  • ужалить раздражающий или угрожающий объект (защитный инстинкт).

Сложных инстинктов у рабочих пчел больше. Именно ими обусловлена основная деятельность насекомых и особенности их организованной жизни. Сложные инстинкты подразумевают:

  • строить шестиугольные соты;
  • летать и приносить нектар, воду;
  • накапливать мед;
  • выращивать потомство;
  • кормить личинок;
  • изгонять трутней;
  • ухаживать за маткой.

Благодаря сложным инстинктам пчелы способны находить свой улей и возвращаться в него после полета, выращивать потомство, делать запасы меда.

Пчела не запоминает расположение своего улья, а ориентируется по различным признакам – прочим ульям, растительности вокруг. Даже незначительная перестановка может дезориентировать насекомое.

В процессе жизнедеятельности у рабочих пчел формируются также условные рефлексы. К ним относится способность отличать цветки медоносов.

Развитие рабочих пчел, длительность жизни

Пчела начинает развиваться с момента оплодотворения яйца. Происходит это при закладке яиц.

Развитие пчелы занимает 3 недели. Сначала это стадия яйца, занимающая 3 дня. Затем вылупляется личинка, которую пчелы-кормилицы обеспечивают маточным молоком. Такое питание обеспечивается только 3 дня, после оно заменяется пергой и медом.

Стадия личинки занимает 6 дней. Все это время расплод считается открытым. Затем ячейку с личинкой запечатывают, закрывая расплод. Начинается стадия предкуколки, а затем куколки. Процесс напоминает окукливание бабочек – личинка прядет специальный кокон. Накопленные на личиночной стадии запасы куколка активно потребляет.

На 21-й день насекомое полностью развито. Оно прогрызает запечатанную крышечку ячейки и сразу же приступает к работе.

Продолжительность жизни рабочей пчелы различна и зависит от многих факторов:

  • весенне-летний период – 35-45 дней;
  • осенние пчелы – до 10 месяцев, они обычно переживают зимовку за счет хорошо развитого жирового тела и внутренних желез;
  • в сильных пчелосемьях продолжительность жизни рабочей пчелы выше, так как молодняк становится летным;
  • в слабых семьях рабочие пчелы перегружены различными обязанностями, потому живут меньше;
  • отсутствие выбраковки сот приводит к деградации пчел, их ослаблению – как следствие, сокращается и продолжительность жизни.

В летний период большинство летных пчел умирает вне улья. Тело насекомого не регенерирует, а постоянные полеты очень плохо сказываются на состоянии крыльев. Часто оказывается так, что пчела просто не смогла в очередной раз прилететь со своим грузом обратно в улей.

Рабочие пчелы составляют более 80% пчел в улье. На них лежат все обязанности, кроме размножения. Живут рабочие пчелы недолго – продолжительность их жизни зависит от сезона и силы семьи. Различают несколько видов таких насекомых в зависимости от их обязанностей в пчелосемье и выполнения их в улье или вне него.

Влияние инстинктов на поведение пчел и их использование в пчеловодстве. Значение изучения инстинктов в выведении новых пород

Ум и инстинкт пчел

У человека, который ознакомился с жизнью пчелиной семьи, невольно возникает вопрос: как могли возникнуть такие общины живых существ и установить у себя такие целесообразные порядки, законы. Кто выучил пчел этому? На это мы постараемся дать ответ, но раньше скажем, что у пчел не все идет без ошибок; что иногда овладевают вредные страсти, иногда делаются крупные ошибки, они роятся так много, что во время зимовки маленькие гибнут от холода и голода; случается, что они в каком-то исступлении убивают данную им пчеловодом матку взамен погибшей. Иногда они берутся выводить матку свищевую из трутневых личинок. Иногда обильным кормлением заставляют одну из рабочих пчел нести яички, т.е. превратиться в и ухаживают за ней, как за Правда, пчелы бегают к этому способу получения матки только в безвыходном как бы обезумев от . но все-таки они не понимают, что разведением одних трутней, пожирающих мед, помочь себе не могут, а гибнут еще скорее. Раз матки добыть нельзя, так как молодых пчелиных личинок нет. то им следует разлететься по другим а не умирать в родном гнезде, где червит трутовка. Можно привести еще много примеров ошибочных пчелиных одно то, что

В этой статье я не ставлю себе целью сделать научный доклад и пользующуюся недавно ставшие известными в области рефлексологии работы, по мнению многих, требующие дальнейшей разработки. Мол цель в популярной форме, не прибегая к научным выражениям, показать насколько и обширно поле наблюдений для любящего пчеловода.

Они делают ошибки, доказывает, что их действиями очень часто руководит не исключительно мудрая природа. И человек, кажется, из всех существ делает ошибок наиболее, в особенности, когда соберется в толпу. Сказано человек и шел к далекой истине путями заблуждений . Если под истиной подразумевать совершенствование, т.-е. наилучшее приспособление себя к условиям, и пчелы и мы проследим их путь.

Для этого не нужно прожить с ними миллионы лет, не нужно читать их древние летописи, копаться в их археологических памятниках. Вся их перед нами, как история человечества. Мы видим дикарей Австралии, Центральной Африки, живущими охотою в одиночку или семьями на первой ступени человеческого развития; видим несколько сорганизовавшихся кочевников с прирученными животными. маленькие оседлые деспотические государства и т. д. То, что заставляло и заставляет двигаться по этому пути людей, то двигало и пчел. Это называется законом естественного подбора и законом борьбы существование. О них скажем а сначала посмотрим на предшественников теперь пчел.

Он вырыл норку в земле, не умеет выделять воска, не выработал для этого аппарата; он сносит в норку пергу и мед и катает из них кладет на них яички.

Вышедшая личинка съедает шарик, превращается в куколку, а затем в шмеля. И сколько миллионов таких личинок тонет во время дождя, мышами и другими нам дикарь среди перепончатокрылых. пещерных мамонтов и других вымерших теперь животных.

А вот семья ос. Их самка перезимовала в полной спячке под корою дерева. Она тоже не может выделять еще но уже знает, что надо строить соты. Она их строит из листьев, дерева, слепливая их слюною. Строит не умело, как негры свои Она не понимает, что если ячейки донышками сложить вместе, то можно донышком для целой пары ячеек. До этой она еще не дошла и строит ячейки в один слой. Личинкам ее т этого терпеть от холода. Польза от разделения между членами семьи различного пола и возраста усвоена осами не вполне. Перезимовавшая самка и и несет и кормит личинок. И только, когда ос самка сосредоточивается на одной кладке яиц, предоставив остальные работы своему потомству; теперь она делает то, что матка пчелиная. К осени вымирают и осиные трутни и все рабочие осы, и остаются по одиночке только – осенью новые матки. И сколько их гибнет, если мороз чересчур силен, или под корой их отыщет дятел, синица.

Так же живет и шершень. Эта культура выше шмеля, но далеко ей до культуры пчел.

Оса и шершень вам лучше знакомы, вот почему я их назвал. Но есть более близкие родственники нашей пчелы, по развитию своему и по образу жизни чрезвычайно разнообразны.

Ученый ясно видит как развились органы и образ жизни нашей медоносной пчелы (Apis melhhca). Развитие это происходило на основании закона естественного отбора подобно тому, как различные особенности домашних животных на основании искусственного подбора, которым руководит человек.

Как пример искусственного подбора, возьмем собаку. Трудно сразу поверить, что огромная собака овчарка, небольшая такса и поджарая быстроногая борзая суть самые близкие родствентого различны не только по величине, но и по формам тела и по нравам, а между тем это так.

Как произошли такие уклонения от первоначального ного вида? Дело в том, что к собакам их хозяевами предъявленные требования. Один требовал от собаки, чтоб она оберегала от волков стада; другой, чтоб она выгоняла барсуков лисиц из их нор, она ловила зайцев и диких коз. Первый сохранял щенков сильных и больших, а остальных уничтожал, а

Во втором собаки, напоминая каждый своих родителей, уже значительно разнились друг от друга. но и в третьем поколении первый хозяин выбрал самых сильных и больших, второй коротконогих и эти внуки, выросшие, уже гораздо больше разнились между собою. Люди делать то же самое с дальнейшими далекие первой собаки стали овчарками, и Так же природа при естественном отборе. Дети похожи на родителей, но каждый от них и друг от друга немного отличаются. Если наступят неблагоприятные недостаток пищи, холода, появятся враги, то уцелеют только те, которые наилучшие смогут с этими бороться.

Читайте также:  Все о пчелах и их жизни

Не только уцелеют, но передадут свои качества потомкам из этих потомков уцелеют только те, наиболее приспособлены, и т. д. Если потомки расселятся по разным почвам, то у них будут развиваться различные свой которые через тысячи лет сделают их не похожими друг на друга, ни по привычкам, ни по наружности, по величине. Так случилось, что на льдинах севера медведи белыми, перестали ложиться на зиму в спячку, подошвы лап обросли шерстью. Между тем, как южнее, в лесах, сохранил бурый цвет, ложится в спячку и имеет голую подошву.

На плохих где траву можно найти только там и сям, а следовательно, крупная корова не успевает наедаться так, как наедается маленькая, там скот страдает от голода, и потомство его мельчает.

Так образовались разные породы пчел. напр.. один из видов пчел к Индии (Apis doi ata), прикрепляет сот к дереву и оттягивает его чуть ли не на метр, густо покрывая собою. Постройки в жарком климате Индии вполне целесообразны. Но те пчел, которые в климате более строят несколько сотов рядом, чтобы легче было обогреть их, и, мало того, они строят их в дуплах деревьях, в пещерах, лисьих норах и в защищенных от ветра и холода местах. Это помогло пчелам отстоять свое существование в холодном климате, и они передали такой образ действий своим потомкам. То. что было счастливой случайностью, постепенно обратилось в инстинкт. Но сколько пчелиных семей пока выработался этот инстинкт!

В местах, где цветы цветут с конца февраля до конца ноября, пчелы живут тоже по маленькими семьями, постоянно отраиваясь. У них сохранилась еще склонность по 100 и более Эти же переселившись на роятся редко и в благоприятные годы; закладывают сравнительно немного маточников и собирают на долгую суровую зиму по меда. Все те, которые из них начали бы жить так, как живут пчелы на теплом Кавказе, казнятся смертью, не оставляя потомства.

Изменения условий жизни отзывались и на устройстве тела пчел. Мы знаем, напр., что пчелы зимою сохраняют в себе кал. Где зима короткая, там кишка, в которой сохраняется кал, не велика, напр., у персидских, сирийских пчел; а где она длится 7 месяцев (в Вологде), кишка эта больше. Те у которых кишка оставалась прежней, как на юге, или не могли дожить до весны все соты калом; при чем не приспособленные семьи гибли.

Пчелы чрезвычайно трудолюбивы. Как только луч солнца по земле до времени, когда солнце закатится на западе, пчелы снуют из летка и обратно в леток, при чем от усталости, от тяжелой ноши иногда валятся на прилетную дощечку. Что гонит на такую работу? Отчасти унаследованная привычка, отчасти чувство необходимости короткое лето. Допустим, что перед нами 4 улья прилежных и 4 ленивых. Все они отпустили по одному рою. при чем каждый рой унаследовал от своей материнской ее качества. Из 4-х более прилежных от голода погиб один, а из 4-х ленивых погибло два. Оставшиеся в живых в следующее лето снова роились и получилось 14 прилежных и 12 ленивых. И в следующие зимы погибло больше ленивых, чем прилежных. Вскоре случится, что потомство менее прилежных совершенно исчезнет, а дальше, когда цветов не хватит для всех размножившихся пчел, начнут погибать и прилежные а останутся в живых только те, которые наиболее прилежны. Вот выработавшие пчелиное трудолюбие; так выработались и постановка стражи у входа, и содержание улья в опрятности, и защита его жалом, и прочие и обычаи пчел.

Сами пчелы стремятся только к своей выгоде, заключающейся в наиболее быстром рода. Человек же, ухаживая за преследует свои собственные интересы и не только должен применять искусственный подбор, но и целый ряд других приемов, изобретений, знаний, чтоб направить деятельность пчел по той дорожке, которая приведет к наибольшей выгоде. Разборный улей, изобретенный 100 лет тому назад П. Прокоповичем и усовершенствованный 70 лет тому назад Джерзоном, где человек является полным хозяином облегчает ему его задачу. Он может поощрить несение маткою яиц, подкармливая пчел, ограничить решеткой или совсем удалив матку, может понуждать пчел выделять воск и строить соты, или направить их труд всецело на сбор меда, дав им соты уже готовые, или материал для них-искусственную вощину. Может устранять ненужных ему заменять плохих маток хорошими; делить сильные семьи на несколько семейств или обратно – несколько семейств соединять в одну. Поощрять или устранять натуральное роение и т д. Но вернемся снова к пчелам.

Мы знаем теперь, как постепенно выработался у их образ жизни. Мы причисляем их к животным и не к высшим животным, а к более низким, беспозвоночным. Мы человек руководится в своих действиях разумом, а бессознательным инстинктом. Мы стоим полные удивления перед открытым ульем и восхищаемся точностью в работе этой женской комитетов, советов у людей произошла бы полная анархия, а у пчел нет и тени ее. Нам приходит мысль, не имеется-ли в этих маленьких, почти микроскопических мозгах, в нервных узликах, чего-то вроде сознания долга перед ответственности перед ним, чего-то вроде той частицы, которая называется у людей совестью, или это все животный инстинкт?

Но что же такое этот инстинкт? Ученый скажет. Это знание (способность), приобретенное предками животных путем опыта, знание, руководившее их жизнью и выработавшее в этих предках известные привычки, влечения. Они передавались которое придерживается их бессознательно. Эти унаследованные привычки называются инстинктом. У многих животных он существует рядом с умом, ум дает животному новый опыт, а затем инстинкт. Овца убегает от волка, хотя бы в первый раз увидала его. Перепел, взятый из гнезда, воспитанный в клетке и спокойно в ней все лето, осенью и весной по несколько дней бьется по клетке, желая совершить перелет на юг или на север. Новорожденный ребенок тянется к груди матери и сосет, хотя этим сосательным движениям рта никто его не учил. Известно, бобры строят себе избушки, нижний этаж находится в воде, а верхний над водой, где бобр спит. Если взять от матери еще слепого бобра и дать его выкормить кошке, имеющей котят, а когда он вырастет, дать ему в клетку то он построит в ней такую же бобровую избушку, как строила ее его мать на воде. Он руководится только инстинктом Человек же, у которого инстинкты слабы, а ум силен, раньше чем строить, обдумает как строить и строит в холодном, умеренном и жарком климате разно. А пчелы чем руководствуются? С первого взгляда, кажется. инстинктом, но, всмотревшись внимательнее, видишь признаки участия в их жизни и ума. Неужели только инстинктом объяснить такое явление, как переходные ячейки трех между пчелиной и трутневой вощиной. сотов обыкновенно направлены к летку, чтобы легче войдя в леток, попасть на любой из них. Но если леток находится так низко, что пчелы не смогут дотянуть до него свои соты, всегда начинающиеся с потолка, то им безразлично как расположен сот к летку и в половине таких случаев соты строятся плашмя к летку. Можно было бы назвать десятки где инстинктом пчелы не могли обойтись, а, вероятно руководились умом. Искусственно можно их поставить в разные такие положения, где инстинкт привел бы к гибели, а ум благополучный выход. Например, мы даем им искусственную вощину. Это вещь, еще никогда ими не виданная, но они как бы догадываются, что ее можно использовать, ячейки. Некоторые ставили им вместо восковые доски, пчелы долго ничего не делали и, наконец, начали выгрызать в восковых ямки и таким образом устраивать ячейки.

В Боярской пчеловодной школе (Киевского округа) посадили рой в дуплянку и лишили его возможности тянуть соты согласно инстинкту, от потолка к низу. Для этого вместо потолка положили покрытое слегка жиром стекло. 5 дней пчелы сидели и не знали как выйти из создавшегося пока у них не возникла мысль (иначе выразиться охватившая неведомым нам путем всех сразу, а именно: строить начиная с боковых стенок в сторону к середине дуплянки. Соты построены не искусно, как не искусно все, что создается впервые, будь это локомотив, жилище. Положите в улей убитую мышь, она начнет разлагаться и заполнит улей неприятными газами. Вероятно, пчелы, по крайней мере десятки ближайших поколений, не встречались с таким случаем и вряд ли им что-нибудь передано по этому делу по наследству. Вытащить мыть они не в силах, это не мертвая пчела или бабочка, и вот они, вероятно, стараясь не самоотверженно облепливают труп особой добываемой на хвойных или других растениях.

Закупоренный труп перестает отравлять воздух.

Пчелам весною часто не хватает цветочной а на мельнице имеется мучной сор. Что общего между пыльниками цветов и этим сором? Только то, что в обоих есть белок, и пчелы бьются массами в мельницу, чтобы набрать в корзинки муку, содержащую его.

Говорят, что пчелы собирают мед по инстинкту. Однако пчеловодам что если меду накоплено много, то трудолюбие их уменьшается. Поэтому они (пчеловоды) отбирают часть накапливаемого меда и ставят пчел под угрозой голодной смерти. Пчелы как бы понимают опасность и правильно отыскивают путь к спасению, они с удвоенной энергией снова начинают накоплять запасы. Опыты показали, что выкачка меда во время взятка увеличивает общий медосбор на 25, рассматривал несколько случаев, которые можно как доказательства отсутствия у пчел ума.

Поставьте тарелку с медом, прилетят мухи, сядут на край ее и, наевшись, благополучно улетят. Прилетят пчелы и сядут прямо на мед и, конечно, погибают; но вспомним, что мухи-то блюдолизы-специалисты и в прямом смысле слова находятся в своей пчелы же нигде в природе не встречали тарелки с медом. Она знает, где мед, там смело можно и сосать его и на цветке и на соте, она попалась в как попадает в нее и хитрая лисица и умный человек.

Возьмем положим его боком, дном к единственному в комнате окну, впустим в него 10 пчел и 10 мух и скажем: кто умнее из вас, тот скорее найдет выход. Через час мух осталось в графине всего а пчелы все 10 продолжают тревожно бегать по дну. Еще через час мухи все вылетели, пчела ни одна, и некоторые лежат полумертвые от усталости и волнения. Мухи догадливые, скажете вы, но с вами можно не согласиться. Пчелы исстари знают, что свет проходит через откуда идет свет, там и леток, там и надо искать выход. И как бы сделав такое, вполне правильное, заключение, они упорно его осуществляют, бегают по дну, обращенному к свету, только там следует искать выход; они не знают, что такое прозрачное стекло, подобно тому, как дикарь, не знающий что такое протягивает руку к своему собственному изображению и совершенно теряется, увидав за этим зеркалом пустоту. Мухи в графине, ничего не думая, без всякой логики, бегали туда сюда, случайно одна за другой попадали в горлышко и вылетали.

Один из тех случаев, когда отсутствие ума бывает полезно, когда по народному выражению дуракам счастье . Возьмем еще один пример.

Вышел рой, поселился в дупле, засуха и меду нигде найти нельзя, пчелы начинают умирать от голода, а тут недалеко от них стоит материнский улей, в котором всего меду и перги; ну как не понять, что вместо того, чтобы умереть с голоду, пчелам надо вернуться домой и считать роение не или отложенным, этого требует здравый смысл, и у них его нет, если они остались в дупле и пропали с голоду. А как часто люди, повинуясь законам или голосу совести, поступают против здравого смысла, против своей выгоды. И что представляет собою этот прославляемый здравый смысл, с которым мы так носимся и которым так гордимся? Это уголек, который освещает небольшое неведомой нам еще темноты. Галилей сказал, и заметьте не невеждам, а ученым: Не солнце вокруг земли, как мы до сих пор думали, а земля вокруг и все рассмеялись. Ты не видишь что солнце каждый день подымается там из-за леса и закатывается в стороне, за тою горой; ведь это так ясно и очевидно, что нужно не иметь и капли здравого смысла, чтобы отрицать вращение солнца вокруг земли.

Или, например, Колумб просит у Ученой Комиссии дать ему корабли, чтобы, обехав вокруг земли, достигнуть Индии морем. И ученые милостиво, в виде уступки явно душевнобольному, допускают, что земля шар, и говорят: Но если ты, Колумб, по шару спустишься на нижнюю сторону, ты ведь упадешь с земли, это ясно всякому, кто обладает здравым смыслом; но не будем спорить об этом, ты спустишься и не упадешь с земли, но как же ты потом подымешься к нам назад. Все, все, что ты говоришь, противоречит здравому.

Только тогда нам можно ссылаться на здравый смысл и требовать от пчел, чтобы они руководились нашим здравым смыслом, когда мы будем помнить, что он при нашем неведении имеет слабое значение.

Можно бы еще много привести примеров, но зачем утомлять вас?

То, что в пчелах мы должны признать ум, к которому мы не подходить с нашими мерками и пониманиями, то, что пчелы являются как бы людьми между пчеловодство в высшей степени интересным и увлекающим. Оно ставит перед пчеловодом все новые задачи и вопросы, решение которых все более захватывает его, все шире открывает мир и все яснее становится ложность того представления, что мы, центр мира. Это чувство облагораживает душу. Человек лучше начинает понимать окружающую его природу.

  • Вернуться: ГЛАВА XXII. История и значение пчеловодства.
  • Далее: УСТАВ Кооперативного Пчеловодного Товарищества

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...