Танец пчел как способ общения

Танцующие пчелы

Представьте себе, что вы пчела. И одним прекрасным весенним утром вы покидаете ваш улей и исследуете территорию, пока не находите поле с огромным количеством новых цветов. Запас еды в вашем улье, благодаря которому 15000 пчел вашей колонии питалось целую зиму, истощился. Но сейчас на этом поле вы нашли новый источник еды. Вы наполняете свое особенное брюшко нектаром и летите 250 метров назад в улей.

Другие пчелы еще не знают, где найти изобилие, открытое вами. Ваш мозг имеет размер с булавочную головку, но очевидно, что если вы хотите полностью использовать этот новый источник пищи, вам понадобится помощь. К началу лета ваша колония может насчитывать более 80000 пчел. Однако то количество пыльцы и нектара, которое вы можете принести во время одного полета, не прокормит целую колонию и не даст насыщение каждой пчеле. Как же рассказать другим пчелам вашего улья, где они могут найти цветы, которые вы открыли? (См. также Удивительные способности пчелы)

«Круглый танец» показывает, что источник пищи недалеко. «Восьмерка» указывает на отдаленный источник еды.

В начале 20 века австрийский натуралист Карл фон Фриш задумался над этим вопросом. Пораженный способом коллективной работы пчел, фон Фриш начал тщательное изучение этих насекомых. Он заметил, что самое замечательное качество пчел – это их способ общения. На самом деле, пчелы обладают одним из наиболее экстраординарных способов общения в мире насекомых. Фон Фриш обнаружил, что пчелы выражают себя не только через ощущение и вкус, но также при помощи танца.

Чтобы обозначить расположение источника пищи, слишком отдаленного от улья, показав его другим пчелам, «разведчик» танцует на сотах внутри улья. Другие пчелы собираются вокруг него и повторяют движения за танцором. Они имитируют движения (все рабочие пчелы – женские особи) и улавливают запах цветов, с которых танцующая пчела собирала нектар. Если новый источник пищи находится недалеко, приблизительно в пределах 50 метров от улья, пчела делает круговые движения на поверхности сот. Она кружится два или три сантиметра (около дюйма), затем кружится в обратном направлении. Это говорит пчелам, что еда находится неподалеку. Запах, который они от нее чувствуют, показывает им, как пахнет новая еда. Итак, другие пчелы покидают улей и разлетаются вокруг в поиске нового источника пищи.

Танец для передачи информации о расстоянии

Если новый источник нектара или пыльцы находится далеко, «разведчик» вносит в танец искусные вариации. Пчела танцует в форме восьмерки с прерывистыми движениями посередине фигуры. Расстояние, на котором происходит смена, от круга до восьмерки, изменяется у разных видов пчел. Это не приводит к путанице, поскольку расстояние является константой для каждого улья.

Верхний ряд демонстрирует образец танца, которым пчела показывает другим пчелам в улье расстояние и направление нового источника пищи.

Каждое движение разведчика имеет значение для других пчел. Они могут сообщать расстояние до источника еды количеством кругов в определенный интервал времени, а также изгибанием брюшка. Чем больше расстояние, тем медленнее изгибается брюшко. Направление, где находится еда, указывается направлением и углом, под которым танцующая пчела пересекает круг. Если она проходит через круг вверху, другие пчелы понимают, что они найдут еду, если полетят к солнцу. Если пчела пересекает круг внизу, они должны лететь от солнца.

Если пчела пересекает круг под углом, другие пчелы знают, что они должны лететь направо или налево от солнца под тем же углом, с которым двигался танцор налево или направо от воображаемой вертикальной линии.

Это прекрасное исполнение пчел-танцоров – поистине поразительно в мире насекомых. Когда мы рассматриваем сложные элементы танца и подробную информацию, которую передают и понимают, благодаря танцу, все пчелы мира (фон Фриш потратил 20 лет на то, чтобы расшифровать их), мы имеем полное право усомниться в серьезности заявлений о том, что этот процесс мог эволюционировать.

Мог ли танец эволюционировать?

Давайте попробуем представить эволюцию системы. Пчела находит поле цветов. Она возвращается в свой улей, и никто больше не знает, где она наполнила свое брюшко. Да и сама пчела не может им рассказать. Поэтому улей вынужден ждать до тех пор, пока отдельные пчелы случайно не окажутся на том же поле, либо, пока она сама не продолжит летать туда и назад в надежде, что кто-то за ней последует. Хуже того, пчела вообще может не запомнить дорогу до поля.

А сейчас представим, что однажды какая-то находчивая пчела смогла изобрести танец. Как она объяснит другим его значение? Как вообще она сможет объяснить связанную с танцем геометрию – что угол, под которым она проходит вдоль диаметра круга, равен углу между солнцем и источником пищи? Что, если солнце успеет сесть до того, пока другие пчелы поймут это? Каким образом пчела разъяснит своим соработникам, что изобрела один танец для источника питания неподалеку, а другой – для источника, находящегося вдалеке.

Как она скажет им, что очень медленный изгиб ее тела означает, что поле весьма далеко, а очень быстрый – показывает, что поле неподалеку? Как бы они узнали то, что если танцор движется вверх по сотам, в таком случае они должны лететь к солнцу, а если она направляется вниз, они должны лететь от солнца?

Что еще важнее, если данная система общения медленно эволюционировала в течение долгого времени, то, как бы выживали предки пчел в этот период? И если они могли выжить без этого сложного метода, зачем было тогда изобретать новую систему, которую практически невозможно было объяснить?

Среди чудес Божьего творения пчела – изумительное доказательство против эволюции в пользу дизайна и цели Создателя. Точно скоординированный язык, использующийся для выживания пчел, имеет слишком много необходимых и независимых частей системы, дабы они хоть как-нибудь могли бы эволюционировать. Логика и здравый смысл подсказывают нам, что весь процесс целиком был характерен для пчел во все времена, начиная от самого их создания. Как и сами пчелы, он не мог эволюционировать.

Читайте также:  Влияние инстинктов на поведение пчел и их использование в пчеловодстве. Значение изучения инстинктов в выведении новых пород

Танец в форме восьмерки используется пчелами для выбора места их нового дома. Если улей слишком разрастается, матка с частью улья может уйти в поисках нового жилища. Она оставляет одно или несколько особенных яиц, из которых вылупится новая матка. Старая матка и ее рой сначала собираются, например, на ветке дерева. Рабочие пчелы отправляют «разведчика» на поиски места для нового дома. Любой «разведчик», который находит потенциальное место, возвращается к другим и показывает при помощи «восьмерки» на поверхности роя, местонахождение нужного участка.

Другие пчелы проверяют каждое найденное место, и, возвращаясь к колонии, говорят, что они «думают» по этому поводу. Энергичность танца отражает их отношение к определенному месту. В итоге, после нескольких дней поиска жилья, одно из мест получает одобрение, и рой направляется туда, чтобы построить там новый улей.

Один исследователь наблюдал за этим «конкурсом танцев» в течение четырех дней, отмечая направление и расстояние до потенциальных мест жилья. Ему удалось разобраться, какое место получило одобрение колонии пчел, и он, поспешив туда, прибыл на новое место улья даже раньше, чем сами пчелы!

Кажется, такое сложное общение невозможно объяснить, если верить в то, что пчелы и их язык эволюционировали.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Танец для пчел является методом коммуникации. Таким способом они сообщают друг другу определенную информацию. Существует несколько разновидностей танца пчел. Каждый имеет свои особенности и значение. Пчелы воспринимают пространство особым образом, что отражается и на системе сигналов.

Значение танца для пчел

Танец служит своеобразным компасом насекомых. В весенне-летний период разведчицы ищут источник нектара и пыльцы, а находя его, возвращаются в улей и передают информацию собирательницам. Танцем сигнализирующая особь показывает направление относительно солнца:

  • виляющие движения вверх означают, что лететь надо к солнцу;
  • при движении по прямой – лететь от солнца;
  • при отклонении в правую или левую сторону нужно делать соответствующую поправку в полете.

Благодаря такой системе пчелы собирают нектар и пыльцу с определенного медоноса. Ориентиром является его аромат. Это и позволяет получать определенный вид меда, соответствующий растению – акациевый, липовый, вересковый и прочие. Какие бывают сорта и виды меда, читайте тут.

Механизм такой коммуникации отчасти связан с вибрациями. Вибрирует тело насекомого за счет сокращения мощных крыловых мышц, но в отличие от полета крылья во время танца сложены.

Вибрация сигнализирующей пчелы распространяется на всю поверхность соты, поэтому ее воспринимают и остальные особи. Сигнал воспринимают только насекомые, находящиеся в пределах одного улья.

У многих ученых были сомнения относительно возможности общения насекомых, имеющих крохотный мозг. Этот механизм коммуникации был подтвержден благодаря маленькому роботу, детально воспроизводившему все нюансы танца. По его сигналу пчелы должны были прилететь к специально организованным кормушкам – опыт полностью удался.

Круговой танец

При этом типе танца пчела совершает круговые движения. Таким способом она сигнализирует сородичам, что богатый источник нектара и пыльцы находится неподалеку от улья – в радиусе примерно 45 м.

При круговом танце сигнализирующая пчела не указывает направление, в котором надо двигаться к найденному ею участку. Привлеченные разведчицей собирательницы окружают ее и двигаются за ней. Направление им подсказывает аромат цветов, остающийся на брюшке насекомого, нашедшего медонос. Его восприятие обеспечивается пчелиными усиками.

Круговой танец разведчиц продолжается всего несколько секунд, но их достаточно для привлечения других рабочих пчел и передачи им нужной информации. Танцевать пчела начинает после того, как отдаст собранный нектар – выделяет она его также во время танца. Закончив танцевать, насекомое сразу же направляется на леток, а оттуда – к найденным им цветам. Когда пчела принесет пищу еще раз, то снова начнет танцевать. Этим она подтверждает, что нашла богатый питательный источник.

Во время кругового танца находящиеся поблизости особи повторяют движения разведчицы, стараясь коснуться усиками ее брюшка. После эти медоносные пчелы начинают готовиться к полету – чистятся и направляются к летку.

Круговой и виляющий танец пчёл

Виляющий танец

Движения во время такого танца напоминают восьмерку и являются полукруговыми. Пчела бегает прямо и виляет брюшком. По количеству его взмахов определяется близость найденного медоноса. Чем больше насекомое виляет брюшком, тем ближе источник питания. 8 виляний в секунду говорит о том, что медонос в 6 км от улья. Если пчела совершает 20 движений в секунду, то до источника пищи примерно километр.

К виляющему танцу пчелы прибегают, когда медоносы находятся на дальнем расстоянии. Определяют его по количеству не только взмахов брюшков, но и совершаемых кругов. Если медонос находится примерно в 100 м от улья, то пчела сделает примерно 10 кругов за 15 секунд. Если за это же время она совершит 7 кругов, то расстояние вдвое больше, 4 круга – 1 км, 2 круга – 6 км.

Пчелы-разведчицы могут искажать данные о расстоянии до медоноса. Это зависит от погодных условий. При встречном ветре движение пчелы замедляется, а при попутном – ускоряется, поэтому некоторые погрешности присутствовать могут.

Виляющим танцем пчела может не только рассказать о дальности нахождения найденного ею медоноса, но и указать направление, в котором надо лететь. Если насекомое танцует на летке (горизонтально), то линия соединения восьмерки и является направлением к медоносу. Между полукружьями восьмерки делается определенное расстояние – оно соответствует углу отклонения полета относительно солнца.

Танец в улье

Круговой и виляющий танцы эффективны и информативны, когда погода ясная, а небо чистое. В темноте пчелы не видят, но воспринимают определенную информацию за счет обоняния и осязания.

Разведчица может указать направление, в котором находится медонос следующим образом:

  • прямолинейное движение по соте вниз – источник пищи в противоположной солнцу стороне;
  • движение вверх – медонос находится по направлению к солнцу.

1 — танец вне улья; 2 — круговой танец в улье; 3 — виляющий танец, движение вниз; 4 — виляющий танец, движение вверх; 5 — вертикальный вариант танца 1

Танцем пчелы могут показывать только расстояние, на котором находится медонос, и направление к нему. Указать высоту расположения пищи насекомые не могут. Это было подтверждено опытами с высоко подвешенными кормушками.

Восприятие пчелой пространства

У пчел фасеточные глаза, представленные омматидиями (структурные элементы). Такая особенность обеспечивает мозаичное зрение – насекомое видит картинку не целиком, а каждый объект отдельно.

Читайте также:  Пчелы настоящие - классификация семейства, описание, биология, распространение, особенности поведения

У пчел светопреломляющие глаза, поэтому для нормальной ориентации необходима ясная погода. За счет поляроидов насекомое может ориентироваться и при отсутствии солнца, но хотя бы небольшой просвет нужен, иначе пчела может отклониться от правильного направления.

Танец у пчел является способом общения. Совершая определенные движения, насекомые могут сообщить своему улью, на каком расстоянии и в каком направлении находится медонос. Ориентиром для пчелы является солнце, поэтому активно двигается она только в ясную погоду.

Танец — способ общения пчел друг с другом

Еще поэт Гете задавался вопросом: «Кто сообщает пчелам о том, где собирать мед, а затем отправляет их обратно в улей?» Ему казалось, что маленьких насекомых кто-то ведет на невидимых нитях. Этот секрет позже разгадал физиолог из Германии Карл Фишер. Оказалось, что пчелы передают информацию о найденных медовых угодьях и расстоянии до них с помощью определенных движений, названных «говорящие танцы пчел».

Видео: Танец пчел

Особенности процесса сборки меда

Цель этой статьи — рассказать о том, почему пчелы танцуют, и что означает каждое движение насекомого в этой своеобразной коммуникации. Для начала, необходимо подробно рассмотреть процесс сборки меда.

Как известно, медоносные пчелы живут в улье, состоящем из сот. В каждой соте — десятки тысяч ячеек. Соты необходимо заполнить медом. Для этого насекомые собирают нектар с цветов.

Пчела, собравшая нектар, летит к улью, заползает в леток и передает свою добычу другим. Освободившись, она начинает быстро ползать, описывая круг на одном месте, то в одну, то в другую сторону. К сборщице присоединяются другие пчелы, выполняя те же движения. Этот танец может продолжаться до минуты. Затем первая танцовщица внезапно перестает кружиться, отлетает на новое место, выделяет немного нектара и повторяет все в точности. Это может продолжаться несколько раз. Закончив «выступление», солистка летит обратно к цветам за новой порцией нектара. Танец пчелы повторяется каждый раз, когда она возвращается в улей.

Таким образом, сборщицы сообщают остальным в улье о том, что нашли богатый взяток. А также количество и разновидность нектара там.

Нужно сказать, что видеть добытчицу в темноте улья другие насекомые не могут. Они ориентируются только на движения и звук, издаваемый ею.

Движения сборщицы сильно возбуждает ближайших к ней пчел. Закончив кружить с «заводилой», они вылетают из улья и направляются к тем же цветам, с которых прилетела первая. Вернувшись с нектаром, каждая сборщица повторяет танец, вовлекая в процесс новых пчел.

Очевидно, что такое поведение сообщает насекомым о новом взятке, но как они узнают, где он находится и как долго до него лететь?

Видео: Как выглядит танец пчел

Способ передать информацию о расстоянии до медоноса

Танец пчелы, прилетевшей с нектаром в улей, бывает двух видов: круговой и виляющий. Тут очень важен ритм, количество поворотов, а также скорость бега насекомого. Ведь каждый нюанс пчелиных движений несет в себе определенную информацию для остальных.

Все пчелы, посетившие дальние угодья (более 100 метров от улья), танцуют виляющими движениями, а прилетевшие с близких взятков — круговой.

В круговом варианте движений насекомое бежит по кругу то влево, то вправо. В виляющем — к этим движениям добавляется быстрое виляние брюшка во время пробега по прямой линии, до выхода на очередной круг.

Рис. 1. Виляющий танец пчелы

Следует отметить, что к пчелиному танцу добавляется шорох, создающийся краткими вибрациями крыльев (около 30 в секунду).

Важна длительность виляющего пробега. Чем дальше расстояние до угодья, тем танец пчелы-сборщицы дольше и интенсивнее.

Зависимость круговых пробегов от расстояния до взятка можно увидеть в таблице 1. За единицу времени принята четверть минуты.

Расстояние до взятка (м)Количество круговых прогонов танцовщицыКоличество виляний брюшком
100112
15092-3
20084
30075-6
10004,515-16

Таблица 1. Зависимость количества пробегов и виляний брюшка от расстояния до медоноса

Из таблицы видно, что чем дальше медонос, тем медленнее ритм движений сборщицы. При этом интенсивность виляний брюшком увеличивается.

Видео: Необычный способ указать путь

Способ передать информацию о направлении до медоноса

Направление, по которому нужно лететь за медом, сборщица указывает фигурами в танце. В зависимости от положения 3 точек: солнца, улья и угодья, насекомое выбирает движения, интенсивность виляний и длительность кружения. Точки улей и угодье — постоянные величины, а положение солнца — переменная. В зависимости от угла, образованного перемещением солнца относительно постоянных величин, меняются движения насекомого.

Рисунок 2. Зависимость движений в танце пчелы от положения солнца относительно улья и угодья

Таким образом, танцующая сборщица указывает путь к медоносу именно виляющим пробегом по прямой. Как видно из рисунка, виляющий пробег не всегда одинаков.

Восьмерки выписываются насекомым разными способами:

  1. Танцовщица двигается вверх головой. Она ползет по прямой линии, соединяющей полукружия восьмерки. Правый полукруг описывается по часовой стрелке, а левый — против часовой.
  2. Пчела двигается вниз головой. Правый полукруг описывается против часовой стрелки, а левый — по часовой.
  3. Сборщица двигается по горизонтали.

Фигуры танца пчелы меняются в зависимости от изменения позиции солнца на небе.

Следует сказать, что не всякое насекомое, принесшее нектар в улей, танцует. Если взяток богат, то сборщица двигается усерднее и больше пчел вызывает на медонос. Однако, если взяток скудный, то насекомое относит нектар в соты, но не танцует.

На поведение «зазывалы» оказывает влияние ветер. Если он попутный, то пчела танцует так, как будто взяток находится ближе. При встречном ветре — медленнее.

Та же закономерность выявлена при полете сборщицы к медоносу вверх в гору, или вниз.

В 1952 году было сделано удивительное открытие. Оказывается, на поведение насекомых влияет количество запасов нектара и перги в улье. Если их мало, то пчелы вызывают друг друга и на скудные взятки.

Читайте также:  Описание пчелы

Независимо от положения улья (горизонтального и вертикального) закономерности танца не меняются. Только если пчелы вынуждены двигаться спиной вниз в горизонтальном положении улья с летком, повернутым к земле, они начинают путаться. Причина этого — невидимость солнца для пчел.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Пчелы передают информацию друг другу с помощью определенного набора движений, называемых танцем пчел.
  2. Если медонос близко, сборщица сообщает об этом другим круговым танцем.
  3. Виляющий танец исполняется, если взяток далеко от улья. Движения в этом танце зависят от положения солнца. Ориентируясь по нему, насекомые указывают направление к медоносу, виляниями брюшка показывая расстояние до взятка.

Особенности танца пчел и его значение

Пчелы собирают нектар на большом расстоянии до двух километров от улья. Насекомым нужно как-то сообщить своей семье, где находится медонос, для этого они используют свой язык – танец пчел.

С помощью его разведчица говорит сборщице, где именно находится корм и как к нему долететь. Существует два вида танцев – виляющий и круговой, таким образом, насекомые между собой общаются. Также выделяют вихревый, который подает сигнал о роении.

Значения танца для пчел

Такой метод передачи информации является компасом, потому что она летит только по направлению. Танец на летке дает насекомым больше информации, чем на сотах, потому что они размещены сверху вниз, и пчелам нужно танцевать вертикально, так понять о месторасположении тяжелее.

Пчёлы собирают свой нектар на очень большом расстоянии от улья, иногда оно может доходить до двух километров. И пчёлам нужно каким-то образом передать своей семье информацию, где же находится медонос.

Тогда разведчица и применяет этот специальный танец, который показывает, где именно находится корм, а также каким именно образом до него можно долететь? Есть несколько разных видов танцев пчёл, каждый из них несёт свою определённую смысловую нагрузку.

Тем более в улье нет солнца, но пчелы не теряются, они направляются с помощью закона «сила тяжести», при этом танец изображает прямую, которая соединяет улей и солнце.

Когда бежит по прямой, значит, нужно лететь против солнца. В том случаи, если насекомое отклоняется влево или вправо, необходимо учитывать это и отклонятся от солнца в нужную сторону.

Как пчёлы воспринимают танец и направление полёта

Так как движение пчёл очень сильно зависит от солнца, устройство их глаз как раз таково, что позволяет им отлично чувствовать солнечное направление – и воспринимать движение других пчёл.

Глаза у них омматидиевые, светопреломляющие. При этом изображение у насекомого не является цельным, оно как мозаичное, каждый отдельный глазок наблюдает разный объект. Это позволяет очень хорошо находить дорогу как к улью, так и к цветам в ясную погоду.

Если погода скорее пасмурная, то тогда можно ориентироваться и без солнца, но это будет несколько сложнее. Нужен небольшой, хотя бы еле заметный просвет, который поможет пчеле включить её естественный компас и прибыть в нужном направлении без каких-либо затруднений.

Восприятие пчелой пространства

У пчел фасеточные глаза, представленные омматидиями (структурные элементы). Такая особенность обеспечивает мозаичное зрение – насекомое видит картинку не целиком, а каждый объект отдельно.

У пчел светопреломляющие глаза, поэтому для нормальной ориентации необходима ясная погода. За счет поляроидов насекомое может ориентироваться и при отсутствии солнца, но хотя бы небольшой просвет нужен, иначе пчела может отклониться от правильного направления.

Танец у пчел является способом общения. Совершая определенные движения, насекомые могут сообщить своему улью, на каком расстоянии и в каком направлении находится медонос. Ориентиром для пчелы является солнце, поэтому активно двигается она только в ясную погоду.

Способ передать информацию о расстоянии до медоноса

Танец пчелы, прилетевшей с нектаром в улей, бывает двух видов: круговой и виляющий. Тут очень важен ритм, количество поворотов, а также скорость бега насекомого. Ведь каждый нюанс пчелиных движений несет в себе определенную информацию для остальных.

Все пчелы, посетившие дальние угодья (более 100 метров от улья), танцуют виляющими движениями, а прилетевшие с близких взятков — круговой.

В круговом варианте движений насекомое бежит по кругу то влево, то вправо. В виляющем — к этим движениям добавляется быстрое виляние брюшка во время пробега по прямой линии, до выхода на очередной круг.

Следует отметить, что к пчелиному танцу добавляется шорох, создающийся краткими вибрациями крыльев (около 30 в секунду).

Зависимость круговых пробегов от расстояния до взятка можно увидеть в таблице 1. За единицу времени принята четверть минуты.

Расстояние до взятка (м)Количество круговых прогонов танцовщицыКоличество виляний брюшком
100112
15092-3
20084
30075-6
10004,515-16

Таблица 1. Зависимость количества пробегов и виляний брюшка от расстояния до медоноса

Из таблицы видно, что чем дальше медонос, тем медленнее ритм движений сборщицы. При этом интенсивность виляний брюшком увеличивается.

Танец в улье

Круговой и виляющий танцы эффективны и информативны, когда погода ясная, а небо чистое. В темноте пчелы не видят, но воспринимают определенную информацию за счет обоняния и осязания.

Разведчица может указать направление, в котором находится медонос следующим образом:

  • прямолинейное движение по соте вниз – источник пищи в противоположной солнцу стороне;
  • движение вверх – медонос находится по направлению к солнцу.

1 — танец вне улья; 2 — круговой танец в улье; 3 — виляющий танец, движение вниз; 4 — виляющий танец, движение вверх; 5 — вертикальный вариант танца 1

Круговой танец

При этом типе танца пчела совершает круговые движения. Таким способом она сигнализирует сородичам, что богатый источник нектара и пыльцы находится неподалеку от улья – в радиусе примерно 45 м.

При круговом танце сигнализирующая пчела не указывает направление, в котором надо двигаться к найденному ею участку. Привлеченные разведчицей собирательницы окружают ее и двигаются за ней.

Направление им подсказывает аромат цветов, остающийся на брюшке насекомого, нашедшего медонос. Его восприятие обеспечивается пчелиными усиками.

Круговой танец разведчиц продолжается всего несколько секунд, но их достаточно для привлечения других рабочих пчел и передачи им нужной информации.